В январе 2022 года Международный Аэропорт «Уфа» в ходе исполнения программы повышения технологического суверенитета аэропорта первым в России осуществил полноценный перевод инфраструктуры, задействованной в обслуживании пассажиров, на отечественную платформу общего доступа приложений авиакомпаний к инфраструктуре аэропорта «АИСТ», разработанную компанией «НеоЛабс».
Руководитель службы ИТ и Связи АО «МАУ» Курбангулов Айнур: «Международный Аэропорт “Уфа” одним из первых в России занялся широкомасштабной программой импортозамещения иностранного программного обеспечения, задействованного в ключевых производственных процессах, на отечественные цифровые решения. И одним из самых сложных и масштабных звеньев этого процесса стал проект перевода инфраструктуры аэропорта на отечественную платформу “АИСТ”.
Суть платформ данного класса – обеспечение работы различных АИС ОВП, используемых авиакомпаниями, к периферийным устройствам аэропорта, обеспечивающим обслуживание пассажиров (принтеры печати багажных и посадочных талонов, сканеры, клавиатуры с устройствами считывания паспортов и проч.) по единому унифицированному протоколу. Данное ПО позволяет: мгновенно переключаться между разными АИС ОВП в процессе обслуживания пассажиров (что важно, к примеру, на стойках регистрации бизнес-пассажиров или стойках регистрации багажа); использовать единое оборудование разными АИС ОВП (что важно, к примеру, в пиковые часы загрузки аэропорта, когда большое количество рейсов вылетают практически одновременно); контролировать загрузку агентов и так далее. До 2021 года на рынке РФ данный класс ПО был представлен исключительно системами иностранного производства.
За прошедший год, несмотря на все трудности, с которыми столкнулась отрасль, Международный Аэропорт “Уфа” поставил очередной рекорд по количеству обслуженных пассажиров, на 10 дней раньше показателя 2021 года достигнув отметки в 4 миллиона. Помочь превзойти показатели рекордного 2021 года удалось, в том числе и благодаря своевременному переходу Аэропорта на платформу “АИСТ”, которая не только без потери качества и скорости обслуживания пассажиров заместила иностранный аналог, но и позволила улучшить смежные производственные процессы.
Так, благодаря объединению ПО “АИСТ” с эксплуатирующейся в аэропорту системой учета электронных посадочный талонов и контроля доступа пассажиров “СпецКонтроль”, на стойках выхода на посадку удалось оптимизировать и ускорить процесс проверки пассажиров по линии службы авиационной безопасности при их посадке на самолет. Что стало важным звеном в реализации концепции “зеленых цифровых коридоров”, направленной на максимальное упрощение и ускорение пути пассажира на объектах транспортной инфраструктуры. Отныне мы имеем единую картину цифрового пути пассажира от стойки регистрации до посадки в самолет, видим, с какими проблемами он сталкивается в терминале, и можем помочь ему максимально быстро с ними справиться.
За отчетный год через 65 рабочих мест под управлением Системы “АИСТ” в Аэропорту обслужено более 2-х миллионов вылетающих пассажиров 13 разных авиакомпаний, в числе которых как крупнейшие отечественные перевозчики (Аэрофлот, Сибирь, Победа, Уральские Авиалинии), так и иностранные (Turkish Airlines, Fly Dubai, Air Arabia).
Наш опыт по переводу инфраструктуры аэропорта на отечественную CUPPS-платформу оказался востребованным на рынке – в течение года, в целях ознакомления с ним, нас посетили очно или посредством видеоконференцсвязи представители более дюжины аэропортов, также заинтересованных в скорейшем замещении эксплуатируемых ими иностранных решений».
Источник: АвиаПорт